ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: Основные поправки в Конституцию РФ
«Президентом РФ Путиным В.В. в Государственную Думу Федерального Собрания РФ внесен проект закона о поправке к Конституции РФ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти».
23 января 2020 года Госдума единогласно приняла в первом чтении внесенный президентом РФ Владимиром Путиным законопроект о поправке к Конституции. Вот основное содержание поправок:
Поправки в Конституцию РФ сфере трудовых, пенсионных прав граждан
- Гарантируется минимальный размер оплаты труда (МРОТ) на уровне не ниже прожиточного минимума и индексация социальных пособий.
- На уровне Основного Закона закрепляется обязанность государства регулярно проводить индексацию пенсий. Прописывается, что система пенсионного обеспечения граждан России формируется "на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений".
Верховенство Конституции РФ над международным правом
-Закрепляется приоритет российского права над международным. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции, не подлежат исполнению.
Расширение полномочий палат Федерального Собрания
- Предлагается указать в новой ст. 130.1 Конституции, что Совет Федерации и Государственная Дума вправе осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять запросы в государственные органы и органы местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов. Уточняется, что порядок осуществления парламентского контроля определяется федеральными законами и регламентами палат Федерального Собрания.
- В ст. 102 Конституции предлагается закрепить положение о том, что к ведению Совета Федерации относится заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора РФ о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации.
- В ст. 103 Конституции предложено закрепить положение о том, что Государственная Дума заслушивает ежегодные отчеты Центрального банка.
- С учетом того, что Государственная Дума наделяется дополнительными полномочиями по утверждению Председателя и членов Правительства РФ, предлагается передать полномочия по назначению и освобождению от должности Председателя Счетной палаты Совету Федерации. А вопрос назначения и освобождения от должности заместителя Председателя Счетной палаты предлагается отнести к компетенции Государственной Думы. Таким образом, эти полномочия перераспределяются между палатами Федерального Собрания. При этом они будут осуществляться в действующем порядке — по представлению Президента.
- В ст. 102 Конституции о вопросах ведения Совета Федерации вносятся поправки корреспондирующего характера.
Указывается, что к ведению Совета Федерации относится проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора, его заместителей, прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров.
Также раскрывается норма о прекращении полномочий судей КС, ВС, апелляционных и кассационных судов. Законопроектом, одобренным в первом чтении, было предложено сделать эти процедуры более публичными, отнеся их к ведению Совета Федерации.
Поправками уточняется, что эти нормы распространяются на Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС; Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС; а также председателей, заместителей и судей кассационных и апелляционных судов. Прекращение их полномочий возможно по представлению Президента, в соответствии с федеральным конституционным законом, в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных ФКЗ случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
- Регламентируется, что президент назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности глав МВД, минобороны, МИД, минюста, МЧС.
Возрастает роль Конституционного суда.
По запросу президента он сможет проверять конституционность законопроектов, принятых парламентом, еще до подписания их главой государства. Регламентируется и численность КС - он состоит из 11 судей, включая председателя и его заместителя.
Требования к кандидату на пост Президента РФ, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, губернаторов, судей
- Ужесточаются требования к кандидатам на пост президента России. Срок непрерывного проживания на территории страны увеличивается до 25 лет с нынешних 10, кроме того, претенденту на высший пост запрещается иметь иностранное гражданство или вид на жительство за рубежом в момент выдвижения или когда-либо в прошлом.
- Уточняется срок президентских полномочий. Из соответствующей статьи Конституции исчезнет слово "подряд". Новая формулировка - "одно и то же лицо не может занимать должность президента РФ более двух сроков".
- На конституционном уровне закрепляются обязательные требования к претендентам на должности, которые критически важны для обеспечения безопасности и суверенитета страны. Губернаторы, председатель правительства, его заместители, федеральные министры, руководители иных федеральных органов, члены Совета Федерации, депутаты Госдумы и судьи не могут иметь двойного гражданства или вида на жительство за рубежом.
Порядок формирования Совета Федерации
- Предлагается внести изменения в порядок формирования Совета Федерации. Поправками предлагается увеличить президентскую норму до 30 человек, из которых семь представителей могут быть назначены Президентом пожизненно из числа граждан, имеющих выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности. Это могут быть, к примеру, выдающиеся ученые, врачи, деятели культуры, общественные деятели и т. п. Для остальных представителей Российской Федерации в верхней палате парламента предлагается установить срок полномочий шесть лет.
- Кроме того, согласно поправкам в Совет Федерации смогут пожизненно входить бывшие Президенты Российской Федерации – после окончания срока своих полномочий либо после досрочного прекращения полномочий в случае отставки. При этом за ними сохраняется право отказаться от полномочий члена Совета Федерации.
Местного самоуправление
Закрепляется, что органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения.
Предусматривается, что этот пакет поправок в Конституцию выносится на общероссийское голосование.
Поправки признаны обеспечить приоритет Конституции РФ в первую очередь в обеспечении защиты прав граждан. Это означает, что требования норм международного права могут действовать в России только в той части, в которой не противоречат нашей Конституции. В таком случае очевидно, что Россия продолжает выполнять свои международные обязательства, но изменения гарантируют приоритет Конституции РФ как безоговорочное условие суверенитета страны».
Прокуратура Домбаровского района